МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14, ОКПО: 46267606 ОГРН: 1024700881039ИНН: 4704040487КПП: 470401001 тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: sch12vbg@gmail.com УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ № 12» От «30» августа 2019 № 425 Приложение к образовательной программе Адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования для слабовидящих обучающихся МБОУ «СОШ №12» Оглавление Введение .......................................................................................................................... 3 1. Целевой раздел ............................................................................................................ 4 1.1. Пояснительная записка............................................................................................ 4 1.2. Нормативно-правовая база ...................................................................................... 5 1.3. Формы организации и педагогические технологии образовательной деятельности .................................................................................................................... 6 1.4. Результаты освоения АООП СОО .......................................................................... 7 1.4.1. Планируемые результаты освоения учебных программ ................................... 8 1.4.2. Система оценки результатов освоения АООП СОО ......................................... 8 2. Содержательный раздел ........................................................................................... 11 2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов .......................................... 11 2.2. Программа воспитания и социализации .............................................................. 13 3. Организационный раздел ......................................................................................... 15 3.1. Учебный план среднего общего образования .................................................... 15 3.2. Организационно-педагогические условия реализации АООП СОО................ 16 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования ............................................................... 16 3.2.1.1. Кадровое обеспечение ..................................................................................... 16 3.2.1.2. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников ......................................................................................................................... 16 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации АООП СОО ....................... 17 3.2.3. Материально-технические условия реализации АООП СОО........................ 17 Введение Современная школа обеспечивает ребенку-инвалиду по зрению качественное образование в соответствии с образовательной программой и готовит его к успешной интеграции в общество зрячих, поэтому деятельность МБОУ «СОШ №12, в которой обучаются слабовидящие дети, основывается на следующей совокупности ценностей, которые являются этическими основаниями для ее развития. «Глобальные» ценности: ценность каждой личности независимо от ее особенностей и проблем в развитии, право личности на полноценное развитие в обществе, неприемлемость ограничений полноценного развития и самореализации личности в обществе; обеспечение прав и свобод личности, выполнение конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином России и членом единого мирового сообщества, осознающим равную ценность всех культур, системообразующий характер российской культуры, как объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в своем содержании общечеловеческие культурные ценности; уважение и любовь к традициям, осознание себя учащимися Школы-интерната; разумное сочетание «открытости» и «самости» образовательной системы; стремление к синтезу «детоцентризма» и «педагогоцентризма» в развитии педагогической системы; интеграция и дифференциация — две стороны процесса гуманизации педагогического процесса. Ценности, на которые ориентируется развитие Школы : доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей; стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей; атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей; безусловная реализация идей гуманизации и гуманитаризации образования; безусловное обеспечение высокого уровня образования для всех выпускников школы; стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы. Миссией Школы является создание возможностей для получения полноценного образования слабовидящими детьми и успешной социализации учащихся на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе, с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы, на базе создания развивающей образовательной среды, здоровьесберегающего пространства школы и широкого спектра социальных связей школы. 3 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования (далее - АООП СОО) является нормативно-управленческим документом Школы, который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса на ступени среднего общего образования, разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты, специфику содержания и особенности организации образовательного процесса в образовательной организации, реализующей адаптированные программы для обучающихся с нарушениями зрения. АООП СОО принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения вносятся решением педагогического совета. После принятия новой редакции АООП СОО предыдущая редакция утрачивает силу. Документы, отмеченные в тексте АООП ООО как «сопряжённые с АООП СОО, независимо от АООП СОО принимаются на заседании педагогического совета и утверждаются приказом директора Школы в оговоренном в тексте соответствующего документа порядке. Целями реализации АООП СОО являются: обеспечение результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи реализации АООП СОО: осуществление образовательного и коррекционного процессов, т.е. реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта в условиях образовательного учреждения для детей с патологией зрения; формирование общей культуры личности обучающегося, воспитанника на основе обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации и интеграции в общество; обеспечение обучения, воспитания, коррекции недостатков развития детей с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирования социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков, обеспечивающих социальную адаптацию в обществе; обеспечение условий для качественного обучения слепых и слабовидящих учащихся, всестороннего развития и раскрытия их способностей; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Адресность АООП СОО: Слабовидящие обучающиеся с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей Среднее общее образование (нормативный срок освоения - 2 года). Общий срок обучения - 12 лет. 4 Преемственность АООП ООО и СОО. АООП среднего общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с АООП основного общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового и раннего юношеского возраста, который включает в себя возрастной период с 16 до 20 лет. В связи с этим примерная АООП среднего общего образования прежде всего опирается на базовые достижения подросткового школьного возраста, а именно: возникновение нового отношения к учению-стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми; появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества; становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач; появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности; субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых; общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения; проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты; пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений; 1.2. Нормативно-правовая база. Конвенция о правах ребенка. Семейный кодекс, статьи 121, 123 Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. No 1015. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный No 30067 При разработке АООП СОО использованы материалы сборников «Учебные стандарты школ России», материалы учебных программ Министерства образования 5 РФ и Министерства культуры РФ.; научно-методические материалы, отражающие подходы к проектированию образовательной программы. 1.3. Формы организации и педагогические технологии образовательной деятельности. АООП СОО создана с учётом особенностей МБОУ «СОШ №12» со зрительной депривацией. В соответствии с действующим законодательством и Уставом Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ: уровень начального общего образования, срок освоения 4 года; уровень основного общего образования, срок освоения 5 лет; уровень среднего общего образования, срок освоения 2 года. Организация образования слабовидящих детей в условиях школы опирается на ряд принципов, определяющих его специфику: - принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития принцип индивидуальнодифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности; - принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций. Основываясь на анализе образовательной ситуации в МБОУ «СОШ №12», изучении социального заказа, диагностике особенностей психофизического развития наших учеников, а также учитывая тенденции развития образования в России, были сформулированы цель и задачи и приоритетные направления АООП СОО. Цель: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям. Формы организации учебной деятельности: классно-урочная система (урок традиционный, нетрадиционный, с различными формами и методами организации учебной деятельности). Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательноговосприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. 6 Внутришкольные формы организации познавательной деятельности: проектная деятельность, предметные недели и предметные олимпиады, кружки по интересам, конкурсы, выставки творчества учащихся, работа школьной библиотеки и медиатеки, спортивные соревнования, традиционные праздники, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях, сотрудничество с общественными организациями, городскими библиотеками, учреждениями дополнительного образования, другими образовательными организациями, медицинскими учреждениями. Обучение детей с нарушением зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Содержание реализуемых в школе адаптированных учебных программ удовлетворяет требованиям Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего полного общего образования. Помимо таких программ в школе реализуются программы коррекционных курсов по социальнобытовой ориентировке, ориентировке в пространстве и др., принятые на Педагогическом совете Школы. Дидактическое проектирование учебных планов для образовательных программ школы проходит с использованием как обязательных нормативных документов, так и опорных современных педагогических литературных источников, значимых для школы. Требования к уровню подготовки обучающихся (среднее общее образование) соответствуют требованиям той же ступени обучения в обычной общеобразовательной школе с учетом: дальнейшего овладения пространством, развития и совершенствования невербальных средств общения и адекватного поведения, способствующей их успешной интеграции в среду зрячих (для слепых учащихся); дальнейшего совершенствования умений и навыков невербальных средств общения, получения профессиональной трудовой подготовки. Предъявляя эти требования, школа учитывает индивидуальные особенности психофизического развития детей, их способности и возможности в овладении знаниями, умениями и навыками по каждому предмету. 1.4. Результаты освоения АООП СОО. Реализация АООП СОО в школе ориентирована на достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки по конкретному предмету; образовательной области); личностного (определенные свойства личности, позволяющие ребенку достигать запланированных рубежей, успешно взаимодействовать в социуме); здоровьесбережения (сохранение определенного уровня здоровья в образовательном процессе). Для оценки предметного результата в школе применяется балльная система оценки знаний, умений, навыков, сформулированных в учебной программе каждого курса. 7 1.4.1. Планируемые результаты освоения учебных программ. Изучение предметов АООП СОО на базовом уровне направлено на достижение следующих общих целей: формирование представлений об учебном предмете как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; освоение системы базовых знаний по учебным предметам; совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знании; развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных дисциплин на базовом уровне; овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научнопопулярных статьях, для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки; воспитание средствами учебного предмета культуры личности, понимания его значимости; воспитание гражданственности и патриотизма; овладение культурой межнационального общения; применение полученных знаний в повседневной жизни, в том числе для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды. формирование здорового образа и спортивного стиля жизни, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании; 1.4.2. Система оценки результатов освоения АООП СОО. Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоенияАООП СОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). 8 Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения АООП СОО. Итоговая оценка результатов освоения АООП СОО определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Результаты итоговой государственной аттестации выпускников характеризуют уровень достижения предметных результатов освоения АООП СОО, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой. При оценке состояния образовательного процесса основным объектом оценки, его содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации школы и аттестации педагогических кадров. Освоение АООП СОО завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников (далее - ГИА). ГИА выпускников МБОУ «СОШ №12» осуществляется в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации пообразовательным программам среднего общего образования», утвержденным Министерством просвещения РФ. Выпускникам школы после прохождения ими ГИА выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью школы с изображением государственного герба Российской Федерации. Обязательными формами текущей аттестации являются: проверочные и самостоятельные письменные работы; практические и лабораторные работы; тестирование. Обязательным формами промежуточной аттестации являются: тестирование; контрольная работа; защита реферата; защита учебно-исследовательской работы; защита информационного проекта; зачет. Обязательными формами итогового контроля являются: контрольные письменные работы в конце учебного года; зачеты. Обязательными формами государственной итоговой аттестации являются единый государственный экзамен (ЕГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность, в следующий класс могут быть переведены после ликвидации задолженности. Допуск к ГИА обучающегося 11 класса производится по решению педагогического совета. Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Для описания достижений обучающихся установлено следующие пять уровней. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. 10 2. Содержательный раздел. 2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Сложность реализации АООП СОО для слабовидящих учащихся обусловливает вариативность учебных программ и учебников, используемых педагогами школы. Для обеспечения качества и доступности образовательных результатов педагогами используются: типовые учебные программы, соответствующие базовому уровню; адаптированные учебные программы; программы коррекционных курсов. Каждый уровень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении. Образование на ступени среднего общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в основной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на ступени среднего полного общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию. Содержание среднего общего образования ориентировано на продолжение формирование основных сторон личности (познавательной культуры, коммуникативной культуры, нравственной культуры, трудовой культуры и физической культуры). Коррекционная направленность обучения в 10-11 классах ориентирует коллектив на подготовку к последующему образованию и социальной интеграции. На всех этапах обучения проблема профилактики, поддержания здоровья и нарушенного зрения учащихся является определяющей. Результативность усвоения АООП СОО достигается за счет разнообразия в выборе методик и форм организации деятельности учащихся на уроке. Основными задачами основного общего образования являются: формирование ценностно смысловых установок, развитие интереса к учебе, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся с нарушением зрения средствами различных предметов и использованием специфических методов и форм обучения и воспитания, адекватных возможностям слабовидящих детей. Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития обучающихся и компенсации их нарушенных функций в процессе обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными коррекционными занятиями (социально-бытовая ориентировка, развитие коммуникативной деятельности, ориентировка в пространстве и др.) сочетание этих занятий с обучением создаёт оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительным дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. Коррекционные курсы дополняют и расширяют возможности слабовидящих обучающихся в 11 успешности овладения знаниями и умениями программного материала. Все общеобразовательные и коррекционные курсы подкрепляют и дополняют друг друга и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия); развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей; формирование навыков социально-бытовой ориентировки; развитие мимики и пантомимики; активизацию социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях; развитие познавательной активности и познавательных интересов; развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности. В 10-11 классах продолжается формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования в других учебных учреждениях с учётом собственных способностей и возможностей. Учебный план обеспечивает продолжение преподавания предметов, введённых в основной школе, расширяя и углубляя знания учащихся. Указанный в учебном плане комплекс образовательных предметов позволяет выпускникам школы (11 класс) продолжить образование в средних специальных или высших учебных заведениях, что соответствует принципу непрерывного образования. Образование в 10-11 классах ориентировано на продолжение развития самообразовательных навыков и навыков самоорганизации и самовоспитания, на формирование психологической и интеллектуальной готовности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению. Как указывалось в предыдущих разделах, учебная деятельность на ступени среднего образования приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В 10-11 классах у обучающихся на основе усвоения научных понятий укрепляются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления, способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения. У подростков развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале. Интеллектуализируется процесс восприятия— отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом, т. е. происходит подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений. Особенностью содержания современного среднего общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должензнать (запомнить, воспроизвести), но и формирование общих учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учебные программы по 1-2 предметам включают: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Материалами и документами школы, определяющими содержание настоящего раздела АООП СОО, являются типовые учебные программы МП РФ, соответствующие базовому уровню, адаптированные учебные программы, программы коррекционных курсов. 2.2. Программа воспитания и социализации. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа воспитательной работы школы обеспечивает эффективность решения воспитательных задач за счет создания единого образовательного и культурного пространства, интеграции содержания основных и дополнительных школьных программ с разнообразными программами, реализуемыми в рамках форм внеклассной работы. Программа воспитательной работы АООП СОО соответствует ООП СОО МБОУ «СОШ №12». Целью воспитательной работы школы является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Задачи воспитательной работы: • Продолжить создавать условия для успешного перехода на ФГОС второго поколения; • Совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах; • Приобщить школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям иобычаям; • Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними; • Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников. • Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления. • Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе. • Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель». Приоритетные направления в воспитательной работе Направление воспитательной работы Общекультурное направление (Гражданскопатриотическое воспитание) Общекультурное направление (Экологическое воспитание) Духовно-нравственное направление. ( Нравственноэстетическое воспитание) Здоровьесберегающее направление. (Физкультурнооздоровительное воспитание) Социальное направление. (Самоуправление в школе и в классе) Общеинтеллектуальное направление. (Проектная деятельность) Методическая работа Задачи работы по данному направлению 1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. 1) Изучение учащимися природы и истории родного края. 2) Формировать правильное отношение к окружающей среде. 3) Организация работы по совершенствованию туристских навыков. 4) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. 5) Проведение природоохранных акций. 1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. 1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2) Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3) Пропаганда здорового образа жизни 1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива. 2) Развивать самоуправление в школе и в классе. 3) Организовать учебу актива классов. 1) Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе. 2) Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности. 1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей; 2) Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом. Контроль за воспитательным процессом 1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. 2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. 3. Организационный раздел. 3.1. Учебный план среднего общего образования. Учебный план школы разрабатывается на основе Базисных учебных планов образовательных учреждений РФ и соответствует, реализующих ООП СОО и определяющих общие рамки отбора содержания среднего общего образования, а также на основании нормативных документов Министерства образования РФ, регламентирующих разработку учебных планов образовательных организаций для слабовидящих детей. Учебный план АООП СОО (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП СОО школы. Фамилия, имя, отчество учителя Всего Название предмета Заочно Предметные области Очно Учебный план Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Обязательная часть Литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Родной язык (русский) Английский язык Общественные науки Естественные науки Физическая культура, экология и ОБЖ История Математика Астрономия Физическая культура ОБЖ Зороастрова Галина Дмитриевна Зороастрова Галина Дмитриевна Зороастрова Галина Дмитриевна Ларчикова Яна Викторовна Осипцова Галина Петровна 1,75 0 1 1, 1,25 3 0,25 0,75 1 1 2 3 2 3 5 Яковлева Светлана Валерьевна Матвеева Ольга Владимировна Селедчик Нина Владимировна Лагутенко Ольга Петровна 0,25 1,75 2 0,25 0,25 0,5 0,25 2,75 3 0,25 0,75 1 7 12,5 19,5 Всего 1Ч ас ть, фо рм ир уе ма я уч ас тн ик ам и об ра зо ва те ль ны х от но ше ни й Предметы по выбору на углубленном уровне Математика и информатика Математика Осипцова Галина Петровна 1 1 2 Иностранные языки Общественные науки Иностранный язык (англ.) Экономика Ларчикова Яна Викторовна Шолин Сергей Вячеславович Носенко Юрий Семенович 1 1 2 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 2,5 3,5 6 0,25 1,75 2 0,25 0,75 1 1 0 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 2,5 5,5 8 1 0 1 Индивидуальный проект Всего 0,5 1,5 0 0 0,5 1,5 Всего по части формируемой участниками образовательных отношений: Всего на уровне среднего общего образования: 12 23 35 Максимально допустимая недельная нагрузка: 12 23 35 Право Всего Предметы по выбору на базовом уровне Общественные науки Русский язык и литература Математика и информатика Естественные науки Обществознание Русский язык Информатика Биология География Физика Химия Яковлева Светлана Валерьевна Зороастрова Галина Дмитриевна Герасюта Ирина Александровна Максютова Светлана Федоровна Амиридзе Михаил Михайлович Матвеева Ольга Владимировна Максютова Светлана Федоровна Всего Дополнительные учебные предметы Курс по выбору «Математика» Осипцова Галина Петровна Форма промежуточной аттестации: ГОУ – годовая оценка успеваемости Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы. Сроки проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится в рамках 33-34 учебной недели.* * Конкретные сроки устанавливаются ежегодным календарным графиком 3.2. Организационно-педагогические условия реализации АООП СОО. 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 3.2.1.1. Кадровое обеспечение. Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых АООП СОО, способными к инновационной профессиональной деятельности. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Школа укомплектована медицинскими работниками, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом. 3.2.1.2. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Деятельность школы по обеспечению непрерывного повышения квалификации всех педагогических работников, организации участия в аттестации кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию отражаются в ежегодно составляемых перспективных планах аттестации педагогических работников и аттестации педагогических кадров. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников школы-интерната к реализации стандарта среднего общего образования: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; освоение новой системы требований к структуре АООП СОО, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач образовательного стандарта. 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации АООП СОО. Требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации АООП СОО являются: обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из подросткового возраста в юношеский; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; сопровождение творческо-преобразующей деятельности учащихся. 3.2.3. Материально-технические условия реализации АООП СОО. Материально-техническая база школы-интерната приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации АООП СОО, имеет необходимое учебноматериальное оснащение образовательного процесса, создаёт соответствующую образовательную и социальную среду. Для этого в школе разработаны паспорта учебных кабинетов с перечнем оснащения, оборудования. В школе оборудованы: учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников; необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности; библиотека, читальный зал и книгохранилище, обеспечивающие сохранность книжного фонда медиатекой; актовый и хореографический залы; спортивный зал, спортивная площадка, оснащённая игровым, спортивным оборудованием и инвентарём; помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания; помещения для медицинского1п7ерсонала; административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьмиинвалидами с сочетанными нарушениями развития; санузлы, места личной гигиены. Все учебные помещения обеспечены комплектами оборудования, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью и необходимым инвентарём. 18