МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14, ОКПО: 46267607 ОГРН: 1024700881039: ИНН: 4704040487 КПП: 470401001 тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: school12.office@yandex.ru УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «СОШ № 12» от 30.08.2022 № 520, с изменениями, внесенными приказом от 31.08.2023 № 486 Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» РАССМОТРЕН и ПРИНЯТ Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 12» протокол от 30.08.2022 № 12, изменения рассмотрены и приняты протоколом от 31.08.2023 № 12 город Выборг 2023год 1 1. Пояснительная записка Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО (далее учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов 2 освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. Учебный план является частью образовательной программы общеобразовательного учреждения. МБОУ «СОШ № 12» разработало образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, с учетом федеральной основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план НОО в МБОУ «СОШ № 12» на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: • для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков; один раз в неделю - 5 уроков (за счет третьего часа физкультуры). • для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков; Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, дополнительных занятий, внеурочной деятельности, между которыми устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Дополнительные занятия и внеурочная деятельность планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Общий объем нагрузки в течение дня не превышает: • для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один день в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; • для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков; Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): • во 2-3 классах - 1,5 ч., • в 4 классе - 2 ч., 3 Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый., в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый, за исключением одного дня в связи с введением 1 часа учебного предмета «Подвижные игры»• • организация в середине учебного дня динамической паузы с продолжительностью не менее 40 минут в сентябре-октябре; • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; • дополнительные недельные каникулы (февраль); В образовательной организации устанавливается следующий режим работы в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21: в 1-4 классах - пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки); В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой общеобразовательной организации осуществляется деление классов на две группы: при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2 - 9 классы) при наполняемости классов 25 и более человек. Общеобразовательное учреждение для использования при реализации образовательных программ определило: • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 12.11.2022 № 858); • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 № 590). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ; Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам 4 в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601. При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Годовой учебный план начального общего образования (пятидневная учебная неделя) 1 класс Предметные области Учебные предметы Количество учебных часов по классам в неделе/учебном году сентябрьноябрь январь – октябрь декабрь май Обязательная часть Русский язык и Русский язык 2/16 3/51 4/68 литературное чтение Литературное чтение 2/16 3/51 3/51 Иностранный язык Основы религиозных культур и светской этики Математика и Математика 3/24 3/24 3/51 информатика Обществознание и Окружающий мир 0,5/4 2/16 2/34 естествознание (окружающий мир) Искусство Музыка 1/8 1/8 1/17 ИЗО 0,25/2 1/8 1/17 Технология Технология 0,25/2 1/8 1/17 Физическая культура Физическая культура 2/16 2/16 2/34 Итого: 11/88 16/128 17/289 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и Русский язык 2/16 1/8 1/17 литературное чтение Литературное чтение 1/8 1/8 1/17 Математика и Математика 1/17 1/8 информатика Физическая культура Подвижные игры 1/8 1/8 1/17 Итого: 4/32 4/32 4/68 2. Всего: Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе 5 15/120 15 20/160 20 21/357 21 Годовой учебный план начального общего образования (пятидневная учебная неделя) 2-4 класс (пятидневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество учебных часов по классам в неделе/учебном году 2 класс 3 класс 4 класс Обязательная часть Русский язык 3/102 3/102 3/102 Русский язык и литературное чтение Литературное чтение 2/68 2/68 2/68 Иностранный язык Иностранный язык 2/68 2/68 2/68 (английский) Основы Основы религиозных религиозных культур и светской 1/34 культур и светской этики этики Математика и Математика 4/136 4/136 3/102 информатика Обществознание и естествознание Окружающий мир 2/68 2/68 2/68 (окружающий мир) Музыка 1/34 1/34 1/34 Искусство ИЗО 1/34 1/34 1/34 Технология Технология 1/34 1/34 1/34 Физическая культура Физическая культура 2/68 2/68 2/68 Итого: 18/612 18/612 18/612 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык 2/68 2/68 2/68 Русский язык и литературное чтение Литературное чтение 2/68 2/68 1/34 Математика и Математика 1/34 информатика Физическая культура Подвижные игры 1/34 1/341/34 Итого: 5/170 5/170 5/170 3. Всего: Максимально допустимая нагрузка при 5дневной учебной неделе 4. Классы Учебные предметы Русский язык Литературное чтение 23/782 23 23/782 23 Форма промежуточной аттестации 1-4 класс 1 класс 2 класс 3 класс Диктант Контрольное чтение текста. 23/782 23 4 класс ВПР Контрольное чтение текста. Ответы на вопросы. 6 Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир ОРКиСЭ Музыка - Тест. Тест. Тест. Контрольная Контрольная Контрольная ВПР работа. работа. работа. Защита проекта. Защита проекта. Защита проекта. ВПР - Устные вопросы. Изобразительное Рисунок. искусство Технология Защита проекта. Физическая Спортивная культура эстафета. Защита проекта. Защита проекта. Защита проекта. Защита проекта. Творческая работа. Защита проекта. Зачет. Творческая работа. Защита проекта. Зачет. Творческая работа. Защита проекта. Зачет. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО Основная образовательная программа начального общего образования в 1-4 классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. К учебным предметам федерального компонента учебного план отнесено 10 учебных предметов: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство. Технология, Музыка, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики. В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, технология, ОРКиСЭ). Учебный план обеспечивает обучение на государственном языке Российской Федерации – русском. Предметные области «Русский язык и литературное чтение» представлены двумя учебными предметами: русский язык и литературное чтение, основные задачи которых направлены на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Учебный предмет «Русский язык» направлен на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремление совершенствовать свою речь. Учебный предмет «Литературное чтение» ориентирован на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Учебный предмет «Английский язык» изучается во 2-4 классах по 2 часа в неделю. Английский язык формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, 5. 7 аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса не менее 25 человек. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Учебный предмет «Математика» направлен на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе направлен на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. Предмет «ОРКСЭ» оценивается как «зачет/незачет». Изучение предметной области «Искусство» (учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка») направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» не интегрируются, изучаются по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Учебный предмет «Технология» изучается в 1-4 классах по 1 часу в неделю и направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю из обязательной части, а 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, и называется «Подвижные игры». Предмет «Подвижные игры» оценивается как «зачтено». Данные предметы направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Курс ОБЖ в 1-4 классах изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Окружающий мир». В предмете «Окружающий мир» интегрировано изучаются 8 «Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)». Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальный уровень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету. В 1-4-х классах реализуется образовательная программа начального общего образования с использованием учебно-методического комплекта «Школа России». 9