МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14, ОКПО: 46267607 ОГРН: 1024700881039 ИНН: 4704040487 КПП: 470401001 тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: school12.office@yandex.ru УТВЕРЖДЕНО приказом руководителя МБОУ «СОШ № 12» от 24.01.2020 № 63 Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» ПРИНЯТО Управляющим советом МБОУ «СОШ № 12» от 17.01.2020 № 1 город Выборг 2020 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – Положение) регламентирует деятельность психолого-педагогического консилиума муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – образовательное учреждение). 1.2. Настоящее Положение разработано на основании части 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со следующими законодательными и нормативными правовыми актами: − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); − примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 (далее – примерное Положение); − Устав образовательного учреждения, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 06.02.2019 № 288 (далее – Устав). 1.3. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения (далее – Консилиум) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников образовательного учреждения, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения. 1.4. В своей деятельности Консилиум руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области и муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом образовательного учреждения, настоящим Положением и другими локальными нормативными актами образовательного учреждения1. 1.5. Задачами Консилиума являются: а) выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; б) разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; в) консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; г) контроль за выполнением рекомендаций Консилиума. 1.6. Настоящее Положение является обязательным для соблюдения всеми участниками образовательных отношений. 1 - в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2 1.7. Настоящее Положение принимается Управляющим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. 1.8. Настоящее Положение действует со дня утверждения приказом руководителя образовательного учреждения до отмены его действия. 2. Организация деятельности Консилиума 2.1. Консилиум создается на базе приказом руководителя образовательного учреждения, с утверждением состава Консилиума. 2.2. Делопроизводство Консилиума осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения, настоящим Положением, Инструкцией по делопроизводству и номенклатурой дел. Основную документацию Консилиума составляют: а) настоящее Положение и приказ о создании Консилиума; б) график проведения плановых заседаний Консилиума на учебный год; в) журнал учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших Консилиум по форме (приложение 1 к Положению); г) журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума (приложение 2 к Положению); д) коллегиальные заключения психолого-педагогического консилиума; е) протоколы заседаний Консилиума; ж) карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (в карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение Консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя Консилиума и выдается руководящим работникам образовательного учреждения, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся); з) журнал направлений обучающихся на ПМПК (приложение 3 к Положению); и) иные документы. 2.3. Общее руководство деятельностью Консилиума осуществляет руководитель образовательного учреждения. 2.4. Состав Консилиума: председатель (заместитель директора образовательного учреждения), заместитель председателя Консилиума (определенный из числа членов Консилиума при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь Консилиума (определенный из числа членов Консилиума). 2.5. Заседания Консилиума проводятся под руководством Председателя Консилиума или лица, исполняющего его обязанности. 2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе, оформляемом в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Протокол Консилиума оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания Консилиума. Протокол регистрируется в журнале регистрации протоколов. 2.7. Коллегиальное решение Консилиума, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического 3 сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 2 к Положению). Заключение подписывается всеми членами Консилиума в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением Консилиума они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения Консилиума, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) оформляется Представление Консилиума на обучающегося (приложение 5 к Положению). Представление Консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. Режим деятельности Консилиума 3.1. Периодичность проведения заседаний Консилиума определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания Консилиума проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в триместр (полугодие), для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 3.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении Консилиума учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума, степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 3.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав Консилиума, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с 4 планом заседаний Консилиума, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется в соответствии с Положением об оплате и стимулировании труда работников образовательного учреждения. 4. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования Консилиума определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 4.2. Обследование обучающегося специалистами Консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или работников образовательного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 6 к Положению). 4.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем Консилиума заблаговременно информирует членов Консилиума о предстоящем заседании Консилиума, организует подготовку и проведение заседания Консилиума. 4.4. На период подготовки к Консилиуму и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ответственный: учитель и/или классный руководитель или другой специалист. Ответственный представляет обучающегося на Консилиум и выходит с инициативой повторных обсуждений на Консилиум (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании Консилиума обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение Консилиума. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума, степени социализации и адаптации обучающегося. 5. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5.1. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: а) разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; б) разработку индивидуального учебного плана обучающегося; в) адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; г) предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательном учреждении/учебный период/на постоянной основе; д) другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательного учреждения. 5 5.2. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: а) дополнительный выходной день; б) организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки; в) предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; г) снижение объема задаваемой на дом работы; д) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; е) другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательного учреждения. 5.3. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: а) проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; б) разработку индивидуального учебного плана обучающегося; в) адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; г) профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; д) другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательного учреждения. 5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 6 Приложение № 1 к Положению форма журнала учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших Консилиум № п/п Дата Вид консилиума (плановый/внеплановый) Тематика заседания2 Приложение № 2 к Положению форма журнала регистрации коллегиальных заключений Консилиума № ФИО п/п обучающегося, класс Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения в ППк Коллегиальное Результат заключение обращения Приложение № 3 к Положению форма журнала направлений обучающихся на ПМПК № п/п ФИО обучающегося, класс Дата Цель Причина рождения направления направления Отметка о получении направления родителями Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). «__» ____________ 20__ г. Подпись: Расшифровка: _________________ - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик 2 7 Приложение № 4 к Положению оформляется на официальном бланке образовательного учреждения с продольным расположением реквизитов Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) Дата «___» __________ 20___ года Общие сведения ФИО обучающегося: __________________________________________ Дата рождения обучающегося: __________________________________ Класс: ______ Образовательная программа: ___________________________________ Причина направления на ППк: __________________________________ Коллегиальное заключение ППк раздел может быть представлен в виде таблице и/или в виде структурированного текста (выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк: (подпись) (должность, ФИО) Члены ППк: (подпись) (должность, ФИО) (подпись) (должность, ФИО) (подпись) (должность, ФИО) (подпись) (должность, ФИО) 8 С решением ознакомлен(а) / (подпись) С решением согласен (на) (ФИО (полностью) родителя (законного представителя) / (подпись) (ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: / (подпись) (ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением ознакомлен(а) _____________/___________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) _____________/____________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Приложение № 5 к Положению оформляется на официальном бланке образовательного учреждения с угловым расположением реквизитов Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК (ФИО, дата рождения, класс) Общие сведения: а) дата поступления на обучение; б) образовательная программа; в) форма обучения: в классе (класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...)/на дому/в форме семейного образования/сетевая форма реализации образовательных программ/с применением дистанционных технологий; г) факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательном учреждении): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательным учреждением, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; д) состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); е) трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая 9 психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации3. 5. Динамика освоения программного материала: − программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); − соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных 3 - для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Характеристики взросления4: − хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); − характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); − отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); − отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); − характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); − значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); − значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); − способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); − самосознание (самооценка); − принадлежность к молодежной субкультуре(ам); − особенности психосексуального развития; − религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); − отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); − жизненные планы и профессиональные намерения. Поведенческие девиации5: − совершенные в прошлом или текущие правонарушения; − наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество; − проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; − оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); − отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость); − сквернословие; − проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); − отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); − повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); 4 5 - для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением - для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением 11 − дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа. Подпись председателя ППк. Дополнительно: 1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; 2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательного учреждения (уполномоченного лица), печатью образовательного учреждения; 3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательного учреждения (уполномоченного лица), печатью образовательного учреждения; 4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. 5. В отсутствие в образовательном учреждении психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психологопедагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/тьютор/психолог/дефектолог). Приложение № 6 к Положению Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, _____________________________________________________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) обучающегося) ________________________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) _______________________________________________________ (нужное подчеркнуть) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. «__» ________ 20__ г. ___________ / ____________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) 12