УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ № 12» от «28» декабря 2017г. № 473 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14, ИНН/КПП: 4704040487/470401001, ОГРН: 1024700881039, тел.: 8 (81378) 24-130, факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: sch12vbg@gmail.com Положение о классном руководстве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» ПРИНЯТО протокол заседания Педагогического совета МБОУ «СОШ № 12» от «26» декабря 2017г. № 11 г. Выборг 2017 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о классном руководстве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – Положение) определяет цели и задачи классного руководства, функции и формы работы классного руководителя, а также его взаимодействие с другими участниками образовательных отношений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – образовательное учреждение). 1.1. Настоящее Положение разработано на основании части 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21; Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования РФ от 21.06.2001г. № 480/30-16; Устав образовательного учреждения, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 03.11.2015 № 5234 (далее – Устав); Локальные нормативные акты, действующие в образовательном учреждении. 1.2. Классное руководство является компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, призванное обеспечить наиболее полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления1. 1.3. Классный руководитель назначается приказом руководителя образовательного учреждения с согласия педагогического работника и на основании решения педагогического совета2. 1.4. Классное руководство – относится к части педагогической нагрузки за дополнительную плату3. - в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Министерства образования РФ от 21.06.2001г. № 480/30-16 2 - с учетом Методических рекомендаций, направленных письмом Министерства образования РФ от 21.06.2001г. № 480/30-16 3 - в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.3. приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016г. № 536. Оплата классного руководства осуществляется в соответствии с пунктом 5.7. постановления администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 26.12.2013г. № 7966р «Об утверждении положения о системах оплаты труда в муниципальных учреждениях муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по видам экономической деятельности» 1 2 1.5. Классный руководитель работает в соответствии планом работы на учебный год. План работы классного руководителя согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения в начале учебного года. 1.6. Классный руководитель играет координирующую роль в учебновоспитательном процессе руководимого класса, конкретного обучающегося. 2. Цель и задачи деятельности классного руководителя4 2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. 2.2. Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива класса; защита прав, и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой творческой деятельности обучающихся; другие задачи, в соответствии с образовательными программами и планами работы образовательного учреждения. 2.3. Поставленные цели и задачи направлены на реализацию программ, входящих в структуру основных образовательных программ. 3. Функции классного руководителя5 3.1. Для решения поставленных целей и задач классный руководитель осуществляет следующие функции: 3.1.1. Организационно-координирующие: обеспечение связи образовательного учреждения с семьей обучающегося; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и других педагогических работников); - в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21 5 - в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21 4 3 проведение консультаций, бесед, совместная реализация программ и планов с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с другими педагогическими работниками и учебновспомогательным персоналом образовательного учреждения, а также специалистами других организаций; организация в классе воспитательного процесса (внедрение и реализация воспитательной системы), оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся; организация воспитательной работы с обучающимися посредством реализации различных видов и форм деятельности; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей и предпрофессиональной подготовки; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации (классный (электронный) журнал (дневник), личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и другой документации); 3.1.2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3.1.3. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса; анализ индивидуальных достижений обучающихся. 3.1.4. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися; контроль и систематизация индивидуальных достижений обучающихся. 3.2. Классный руководитель может осуществлять иные функции, закрепленные в других локальных нормативных актах образовательного учреждения. 4. Формы работы классного руководителя6 4.1. В целях осуществления своих функций классный руководитель выбирает и использует следующие формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). - в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21 6 4 иные формы, установленные локальными нормативными актами образовательного учреждения. 4.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель руководствуется следующим: сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания, качеством предшествующей воспитательной деятельности; степенью педагогического воздействия – уровнем развития личностей обучающихся, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков 4.3. В целях определения форм работы классный руководитель: определяет содержание и основные виды деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными образовательными программами образовательного учреждения; учитывает принципы формирования и реализации образовательных программ, запросы участников образовательных отношений, возможности образовательного учреждения, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние факторы и условия; обеспечивает целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе; 4.4. В случае если формы работы установлены соответствующими программами курсов внеурочной деятельности, при проведении внеурочных занятий в рамках соответствующих программ курсов внеурочной деятельности классный руководитель использует установленные формы работы. Взаимодействие с участниками образовательных отношений7 5.1. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией, коллегиальными органами управления образовательного учреждения и коллегиальными совещательными органами образовательного учреждения, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями), учителями предметниками, социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором, педагогами, организующими и осуществляющими внеурочную деятельность, сетевыми партнерами, представителями общественности, заинтересованными в воспитании и социализации обучающихся. 5.2. Классный руководитель взаимодействует со всеми участниками образовательных отношений: 5.2.1. С обучающимися: формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой 5. - в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Министерства образования РФ от 21.06.2001г. № 480/30-16 7 5 культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления; способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. 5.2.2. С учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе образовательных программ образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями (законными представителями); включение обучающихся своего класса в систему внеурочной деятельности по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. 5.2.3. С педагогом-психологом (при его наличии): изучение индивидуальности обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макро-социум; координация связи педагога-психолога с родителями (законными представителями), их консультирование, терапевтическая поддержка; анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей воспитанников, помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии; координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеурочной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. 5.2.4. С педагогами дополнительного образования: помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; зачет результатов дополнительного образования в качестве внеурочной деятельности; поддерживает предпрофессиональную подготовку учащихся; способствует включению обучающихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей. 5.2.5. С педагогом-организатором: согласовывает совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся 6 своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность. 5.2.6. С социальным педагогом: при непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. 5.2.7. С библиотекарем: расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. 5.2.8. С медицинским работником: заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников. 5.2.9. С родителями (законными представителями): сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося; привлекает родителей (законных представителей) к участию в учебновоспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами; координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей (законных представителей) к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка; организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) через проведение родительских собраний, совместную деятельность; 5.3. При взаимодействии с субъектами, поименованными в пункте 5.1. настоящего Положения, классный руководитель может осуществлять функции, предусмотренные образовательными программами и иными локальными нормативными актами, договорами о сетевом партнерстве и т.п. 6. Документация классного руководителя 6.1. Классный руководитель ведет следующую документацию: а) классный журнал (либо соответствующие разделы классного журнала) в бумажном и/или электронном виде; б) журнал классного руководителя, либо отдельные формы документов со следующими сведениями: 7 анализ воспитательной работы; план работы на каждый триместр; социальный паспорт класса (семьи и родителей (законных представителей) по необходимости); общие сведения о классе; список родительского коллектива класса с указанием представителя от класса в Родительский комитет образовательного учреждения; план-график проведения запланированных мероприятий; анализ участия обучающихся в мероприятиях; отчет о работе с родителями (законными представителями); отчет о работе с детьми «группы риска» и состоящими на профилактическом контроле и учете в комиссии по делам несовершеннолетних; результаты динамики развития личностных планируемых результатов обучающихся, в том числе педагогического, социологического, психологического, физического исследования; протоколы заседаний родительских собраний; материалы для подготовки родительских собраний; сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (классных часов), инструкции для проведения инструктажей по безопасности и поведению; материалы методической работы по классному руководству; отчеты, аналитические материалы и т.д. документацию по внеурочной деятельности обучающихся, в том числе журналы учета внеурочной деятельности. в) другая документация классного руководителя, установленная образовательными программами, планами работы и локальными нормативными актами образовательного учреждения. 6.2. Классный руководитель отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе и Педагогическим советом о проделанной работе, а также представляет им документацию для проверки по первому требованию. 7. Заключительные положения 7.1. В образовательном учреждении могут приниматься иные локальные нормативные акты, конкретизирующие или дополняющие нормы настоящего Положения и не противоречащие ему. 7.2. Положение принимается Педагогическим советом образовательного учреждения, согласовывается с председателем профсоюзного комитета и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. 7.3. Положение действительно со дня утверждения приказом руководителя образовательного учреждения до отмены его действия. 8 9