Положение о классном руководстве

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ «СОШ № 12»
от «28» декабря 2017г. № 473

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14,
ИНН/КПП: 4704040487/470401001, ОГРН: 1024700881039,
тел.: 8 (81378) 24-130, факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: sch12vbg@gmail.com

Положение
о классном руководстве
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 12»

ПРИНЯТО
протокол заседания
Педагогического совета
МБОУ «СОШ № 12»
от «26» декабря 2017г. № 11

г. Выборг
2017 год

1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее –
Положение) определяет цели и задачи классного руководства, функции и формы работы
классного руководителя, а также его взаимодействие с другими участниками
образовательных отношений муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – образовательное
учреждение).
1.1. Настоящее Положение разработано на основании части 1 статьи 30
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
а также в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016г. № 536 «Об
утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических
и
иных
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»;
 Методические рекомендации об осуществлении функций классного
руководителя
педагогическими
работниками
государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом
Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21;
 Методические рекомендации по организации деятельности классного
руководителя в общеобразовательных учреждениях, направленные письмом
Министерства образования РФ от 21.06.2001г. № 480/30-16;
 Устав
образовательного
учреждения,
утвержденный
Постановлением
администрации
муниципального
образования
«Выборгский
район»
Ленинградской области от 03.11.2015 № 5234 (далее – Устав);
 Локальные нормативные акты, действующие в образовательном учреждении.
1.2. Классное руководство является компонентом воспитательной системы
образовательного учреждения, призванное обеспечить наиболее полное всестороннее
развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и
ответственности, гражданского становления1.
1.3. Классный руководитель назначается приказом руководителя образовательного
учреждения с согласия педагогического работника и на основании решения педагогического
совета2.
1.4. Классное руководство – относится к части педагогической нагрузки за
дополнительную плату3.
- в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Министерства образования РФ
от 21.06.2001г. № 480/30-16
2
- с учетом Методических рекомендаций, направленных письмом Министерства образования РФ от
21.06.2001г. № 480/30-16
3
- в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.3. приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016г. №
536. Оплата классного руководства осуществляется в соответствии с пунктом 5.7. постановления
администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 26.12.2013г. №
7966р «Об утверждении положения о системах оплаты труда в муниципальных учреждениях муниципального
образования «Выборгский район» Ленинградской области по видам экономической деятельности»
1

2

1.5.

Классный руководитель работает в соответствии планом работы на учебный

год.
План работы классного руководителя согласовывается с заместителем директора по
воспитательной работе и утверждается приказом руководителя образовательного
учреждения в начале учебного года.
1.6. Классный руководитель играет координирующую роль в учебновоспитательном процессе руководимого класса, конкретного обучающегося.
2.
Цель и задачи деятельности классного руководителя4
2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в
обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
 формирование и развитие коллектива класса;
 создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости
и раскрытия его потенциальных способностей;
 формирование здорового образа жизни;
 организация системы отношений через разнообразные формы воспитательной
деятельности коллектива класса;
 защита прав, и интересов обучающихся;
 организация системной работы с обучающимися в классе;
 гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
 формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
 организация социально значимой творческой деятельности обучающихся;
 другие задачи, в соответствии с образовательными программами и планами
работы образовательного учреждения.
2.3. Поставленные цели и задачи направлены на реализацию программ, входящих в
структуру основных образовательных программ.
3.
Функции классного руководителя5
3.1. Для решения поставленных целей и задач классный руководитель
осуществляет следующие функции:
3.1.1.
Организационно-координирующие:
 обеспечение связи образовательного учреждения с семьей обучающегося;
 установление контактов с родителями (законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через
психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и
других педагогических работников);

- в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и
науки РФ от 03.02.2006г. № 21
5
- в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и
науки РФ от 03.02.2006г. № 21
4

3



проведение консультаций, бесед, совместная реализация программ и планов с
родителями (законными представителями) обучающихся;
 взаимодействие с другими педагогическими работниками и учебновспомогательным персоналом образовательного учреждения, а также
специалистами других организаций;
 организация в классе воспитательного процесса (внедрение и реализация
воспитательной системы), оптимального для развития положительного
потенциала личности обучающихся;
 организация воспитательной работы с обучающимися посредством реализации
различных видов и форм деятельности;
 стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей и предпрофессиональной
подготовки;
 взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
 ведение документации (классный (электронный) журнал (дневник), личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя и другой документации);
3.1.2.
Коммуникативные:
 регулирование межличностных отношений между обучающимися;
 установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
 содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;
 оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.1.3.
Аналитико-прогностические:
 изучение индивидуальных особенностей обучающихся, и динамики их развития;
 определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
 анализ индивидуальных достижений обучающихся.
3.1.4.
Контрольные:
 контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
 контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
 контроль и систематизация индивидуальных достижений обучающихся.
3.2. Классный руководитель может осуществлять иные функции, закрепленные в
других локальных нормативных актах образовательного учреждения.
4.
Формы работы классного руководителя6
4.1. В целях осуществления своих функций классный руководитель выбирает и
использует следующие формы работы с обучающимися:
 индивидуальные
(беседа,
консультация,
обмен
мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и
др.).
- в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства образования и
науки РФ от 03.02.2006г. № 21
6

4



иные
формы,
установленные
локальными
нормативными
актами
образовательного учреждения.
4.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель
руководствуется следующим:
 сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания,
качеством предшествующей воспитательной деятельности;
 степенью педагогического воздействия – уровнем развития личностей
обучающихся, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными
особенностями,
 сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит
развитие и самоопределение подростков
4.3. В целях определения форм работы классный руководитель:
 определяет содержание и основные виды деятельности в соответствии с целями и
задачами, определенными образовательными программами образовательного
учреждения;
 учитывает принципы формирования и реализации образовательных программ,
запросы участников образовательных отношений, возможности образовательного
учреждения, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние
факторы и условия;
 обеспечивает целостность содержания, форм и методов социально значимой
творческой деятельности обучающихся в классе;
4.4. В случае если формы работы установлены соответствующими программами
курсов внеурочной деятельности, при проведении внеурочных занятий в рамках
соответствующих программ курсов внеурочной деятельности классный руководитель
использует установленные формы работы.
Взаимодействие с участниками образовательных отношений7
5.1. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией, коллегиальными органами управления образовательного учреждения и
коллегиальными совещательными органами образовательного учреждения, органами
ученического самоуправления, родителями (законными представителями), учителями
предметниками,
социальным
педагогом,
педагогом-психологом,
педагогами
дополнительного образования, педагогом-организатором, педагогами, организующими и
осуществляющими внеурочную деятельность, сетевыми партнерами, представителями
общественности, заинтересованными в воспитании и социализации обучающихся.
5.2. Классный
руководитель
взаимодействует
со
всеми
участниками
образовательных отношений:
5.2.1.
С обучающимися:
 формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования
познавательных интересов;
 через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой
5.

- в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Министерства образования РФ
от 21.06.2001г. № 480/30-16
7

5

культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности,
успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической
культуры в системе классного самоуправления;
 способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в
классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую
деятельность, систему самоуправления;
 создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные
психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания обучающихся.
5.2.2.
С учителями-предметниками:
 совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в
учебно-воспитательном процессе на основе образовательных программ
образовательного учреждения;
 представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете;
 привлечение учителей к работе с родителями (законными представителями);
 включение обучающихся своего класса в систему внеурочной деятельности по
предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях,
тематических вечерах и других мероприятиях.
5.2.3.
С педагогом-психологом (при его наличии):
 изучение индивидуальности обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макро-социум;
 координация
связи
педагога-психолога
с
родителями
(законными
представителями), их консультирование, терапевтическая поддержка;
 анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих
способностей и возможностей воспитанников, помощь ребенку определиться в
выборе будущей профессии;
 координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
учебной и внеурочной деятельности как со своей стороны, так и со стороны
других участников воспитательного процесса.
5.2.4.
С педагогами дополнительного образования:
 помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования
детей для расширения познавательных, творческих способностей своих
воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и
самовоспитания, желания расширить зону общения;
 зачет результатов дополнительного образования в качестве внеурочной
деятельности;
 поддерживает предпрофессиональную подготовку учащихся;
 способствует включению обучающихся в различные творческие объединения по
интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в образовательном
учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
5.2.5.
С педагогом-организатором:
 согласовывает совместную деятельность, классный руководитель привлекает его
к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся
6

своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное
время;
 при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к
работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
5.2.6.
С социальным педагогом:
 при непосредственном участии социального педагога классный руководитель
организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных
проектов.
5.2.7.
С библиотекарем:
 расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них
культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам
поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение
классической и современной литературы.
5.2.8.
С медицинским работником:
 заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую
от медицинских работников.
5.2.9.
С родителями (законными представителями):
 сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к
воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических
особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в
обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
 привлекает родителей (законных представителей) к участию в учебновоспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального
комфорта ребенка в школе и за ее пределами;
 координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая
информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях,
психологическом климате в семье, требования родителей (законных
представителей) к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение
перспектив развития ребенка;
 организует работу по повышению педагогической и психологической культуры
родителей (законных представителей) через проведение родительских собраний,
совместную деятельность;
5.3. При взаимодействии с субъектами, поименованными в пункте 5.1. настоящего
Положения, классный руководитель может осуществлять функции, предусмотренные
образовательными программами и иными локальными нормативными актами, договорами о
сетевом партнерстве и т.п.
6.
Документация классного руководителя
6.1. Классный руководитель ведет следующую документацию:
а) классный журнал (либо соответствующие разделы классного журнала) в
бумажном и/или электронном виде;
б) журнал классного руководителя, либо отдельные формы документов со
следующими сведениями:
7





анализ воспитательной работы;
план работы на каждый триместр;
социальный паспорт класса (семьи и родителей (законных представителей) по
необходимости);
 общие сведения о классе;
 список родительского коллектива класса с указанием представителя от класса в
Родительский комитет образовательного учреждения;
 план-график проведения запланированных мероприятий;
 анализ участия обучающихся в мероприятиях;
 отчет о работе с родителями (законными представителями);
 отчет о работе с детьми «группы риска» и состоящими на профилактическом
контроле и учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
 результаты динамики развития личностных планируемых результатов
обучающихся,
в
том
числе
педагогического,
социологического,
психологического, физического исследования;
 протоколы заседаний родительских собраний;
 материалы для подготовки родительских собраний; сценарии, сценарные планы
воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (классных часов),
инструкции для проведения инструктажей по безопасности и поведению;
 материалы методической работы по классному руководству; отчеты,
аналитические материалы и т.д.
 документацию по внеурочной деятельности обучающихся, в том числе журналы
учета внеурочной деятельности.
в) другая документация классного руководителя, установленная образовательными
программами, планами работы и локальными нормативными актами
образовательного учреждения.
6.2. Классный руководитель отчитывается перед заместителем директора по
воспитательной работе и Педагогическим советом о проделанной работе, а также
представляет им документацию для проверки по первому требованию.
7.
Заключительные положения
7.1. В образовательном учреждении могут приниматься иные локальные
нормативные акты, конкретизирующие или дополняющие нормы настоящего Положения и
не противоречащие ему.
7.2. Положение принимается Педагогическим советом образовательного
учреждения, согласовывается с председателем профсоюзного комитета и утверждается
приказом руководителя образовательного учреждения.
7.3. Положение действительно со дня утверждения приказом руководителя
образовательного учреждения до отмены его действия.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».