МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14, ОКПО: 46267607 ОГРН: 1024700881039: ИНН: 4704040487 КПП: 470401001 тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: school12.office@yandex.ru УТВЕРЖДЕНО приказом руководителя МБОУ «СОШ № 12» от 21.02.2022 № 122 Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 12» протокол от 21.02.2022 № 1 город Выборг 2022 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – образовательное учреждение). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества. 1.3. В Положении используются следующие понятия: Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательном учреждении. Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник образовательного учреждения, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные организации – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: 1) принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; 2) принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; 2 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательного учреждения. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательного учреждения в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательном учреждении и замены их отсутствия. 2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников образовательного учреждения – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательном учреждении, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: − содействовать созданию в образовательном учреждении психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; − оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательного учреждения, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; − содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях; 3 − способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества; − содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; − оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; − обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; − ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; − содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; − знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 2.3. В образовательном учреждении применяются разнообразные формы наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательного учреждения» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. 4 Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»). Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учительпрофессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества «руководитель образовательного учреждения – учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательного учреждения учитель» нацеленную на совершенствование образовательного и достижение желаемых результатов руководителем образовательного учреждения посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 3. Организация системы наставничества 3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательного учреждения «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении». 3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательного учреждения. 3.3. Руководитель образовательного учреждения: а) осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательном учреждении; б) издает локальные акты образовательного учреждения о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательном учреждении; в) утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; 5 г) утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении 1; д) издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; е) способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.); ж) способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 3.4. Куратор реализации программ наставничества: а) назначается руководителем образовательного учреждения из числа заместителей руководителя; б) своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательном учреждении педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; в) предлагает руководителю образовательного учреждения для утверждения состава школьного методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания); г) разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении; д) совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательного учреждения/страницы, социальных сетей; е) формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и системным администратором; ж) осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами; з) организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций; и) курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества; к) организует совместно с руководителем образовательного учреждения мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательном учреждении; Приложение 2 – Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации. 1 6 л) осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательном учреждении, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; м) фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором). 3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии): а) совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических работников в образовательном учреждении; б) ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках; в) помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психологопедагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.); г) разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников; д) принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников; е) осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.; ж) осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в образовательном учреждении; з) участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; и) является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных функций и функций медиации; к) совместно с руководителем образовательного учреждения, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников; л) принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательного учреждения и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором). 4. Права и обязанности наставника 4.1. Права наставника: а) привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательного учреждения с их согласия; 7 б) знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; в) обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательного учреждения с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; г) осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 4.2. Обязанности наставника: а) руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательного учреждения при осуществлении наставнической деятельности; б) находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательного учреждения, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.); в) осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере; г) создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; д) содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.); е) участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия; ж) рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение. 5. Права и обязанности наставляемого 5.1. Права наставляемого: а) систематически повышать свой профессиональный уровень; б) участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников; в) обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью; г) вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательного учреждения; д) обращаться к куратору и руководителю образовательного учреждения с ходатайством о замене наставника. 5.2. Обязанности наставляемого: а) Изучать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные 8 нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников; б) реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки; в) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; г) знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательного учреждения; д) выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей; е) совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; ж) устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения; з) проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе; и) учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям: а) профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; б) у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. 6. 7. Завершение персонализированной программы наставничества 7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае: а) завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме; б) по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); в) по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора). 7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 9 8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации 8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательного учреждения создается специальный раздел (рубрика). На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательном учреждении и др. 8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательном учреждении публикуются после их завершения. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательного учреждения и действует бессрочно. 9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательного учреждения. 10