Положение о системе наставничества педагогических работников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14,
ОКПО: 46267607 ОГРН: 1024700881039: ИНН: 4704040487 КПП: 470401001
тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: school12.office@yandex.ru

УТВЕРЖДЕНО
приказом руководителя
МБОУ «СОШ № 12»
от 21.02.2022 № 122

Положение
о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 12»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «СОШ № 12»
протокол от 21.02.2022 № 1

город Выборг
2022 год

1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
«Средняя
общеобразовательная школа № 12» (далее – Положение) определяет цели, задачи, формы и
порядок осуществления наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – образовательное
учреждение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также нормативной
правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательном учреждении.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые
навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои
профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательного учреждения, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные организации – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов
наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных
профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1) принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательного учреждения;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;

2

4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и
механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательного учреждения. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает
руководитель образовательного учреждения в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательном учреждении и
замены их отсутствия.
2.
Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников образовательного
учреждения – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
образовательном учреждении, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
− содействовать созданию в образовательном учреждении психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования
их индивидуальной профессиональной траектории;
− оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательного учреждения, региональных систем
научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
− содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
3

− способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
− содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
− оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с
традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
− обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
− ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
− содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
− знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В образовательном учреждении применяются разнообразные формы
наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог»,
«работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательного
учреждения» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы
наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого
и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так
и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым,
позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь
профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным
для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
4

Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том,
чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами
и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учительпрофессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательного учреждения – учитель» способ
реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательного учреждения учитель» нацеленную на
совершенствование образовательного и достижение желаемых результатов руководителем
образовательного учреждения посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3.
Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательного учреждения «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательном учреждении».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательного учреждения.
3.3. Руководитель образовательного учреждения:
а) осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательном учреждении;
б) издает локальные акты образовательного учреждения о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательном учреждении;
в) утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;

5

г) утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения
системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении 1;
д) издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
е) способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
ж) способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
а) назначается руководителем образовательного учреждения из числа заместителей
руководителя;
б) своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии
в образовательном учреждении педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
в) предлагает руководителю образовательного учреждения для утверждения состава
школьного методического объединения наставников для утверждения (при необходимости
его создания);
г) разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении;
д) совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета – официального сайта образовательного учреждения/страницы, социальных сетей;
е) формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
ж) осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
з) организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из
других образовательных организаций;
и) курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
к) организует совместно с руководителем образовательного учреждения мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в образовательном
учреждении;

Приложение 2 – Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации.
1

6

л) осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательном учреждении, оценку вовлеченности педагогов в различные
формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует
итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
м) фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
а) совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательном учреждении;
б) ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках;
в) помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых по
определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания,
воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психологопедагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
г) разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп
педагогических работников;
д) принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных
форм наставничества педагогических работников;
е) осуществляет
подготовку
участников
персонализированных
программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,
научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
ж) осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в образовательном учреждении;
з) участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
и) является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
к) совместно с руководителем образовательного учреждения, куратором реализации
программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов
поощрения наставников;
л) принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательного
учреждения и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).
4.
Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
а) привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательного учреждения с их согласия;

7

б) знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
в) обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательного
учреждения с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
г) осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
а) руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательного
учреждения при осуществлении наставнической деятельности;
б) находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательного
учреждения, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества
(предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
в) осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;
г) создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
д) содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
е) участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
ж) рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5.
Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
а) систематически повышать свой профессиональный уровень;
б) участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
в) обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
г) вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательного учреждения;
д) обращаться к куратору и руководителю образовательного учреждения с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
а) Изучать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные

8

нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в
сфере наставничества педагогических работников;
б) реализовывать
мероприятия
плана
персонализированной
программы
наставничества в установленные сроки;
в) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения;
г) знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательного учреждения;
д) выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
е) совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
ж) устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
з) проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
и) учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
а) профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
б) у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения.
6.

7.
Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
а) завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества
в полном объеме;
б) по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
в) по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
9

8.
Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательного
учреждения создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы
персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная,
региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических
работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ
наставничества педагогических работников в образовательном учреждении и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательном учреждении публикуются после их завершения.
9.
Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательного учреждения и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательного учреждения.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».