10.06.2024
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.
Объединяют их задачи: создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего; побуждение школьников к знакомству с разными профессиями. Форма Цель Время Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе.
Беседа с представителями профессий Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами.
Экскурсия на предприятие Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве.
День открытых дверей Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду.
Тренинг по профессиональному самоопределению Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу.
Мастер-класс Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения.
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией.
В результате учащиеся получают: возможность самостоятельного выбора и анализа информации; базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения; умение самостоятельно решать, кем стать; инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии; навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности; возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.