14.11.2022
Основная задача логопедического
воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно,
грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе,
общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Бытовой словарь
детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с
нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют
их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их
названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова,
близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет). В словаре мало
обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя
величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький,
которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий,
широкий, узкий. Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных
по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры»,
«крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев,
ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов:
опускание, замена, недоговаривание.
Одним из необходимых условий дальнейшего
развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления
рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада, школы
и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный
настрой. Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию
первоначальной ориентировки детей в звучащей речи, так как не только
активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно
употреблять термины «слово» и «звук».
Обогатить словарь школьника можно не
только на логопедических занятиях в школе, но и самостоятельно.
Предлагаем несколько упражнений для
самостоятельного выполнения.
Упражнения можно выполнять как индивидуально
с одним ребенком, так и с несколькими одновременно.
Игра «Что чем
делают?»
Цель:
закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых
процессах; употребление существительных в дательном падеже;
Ход игры
На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом
виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим
предметом можно делать.
Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это
лопата. Лопатой можно копать».
Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и
описывает действия, которые можно выполнить с данным предметом, а дети
отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно
строгать доски (рубанок)».
«Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен
существительных.
Ход игры. Педагог или родитель бросает мяч детям, называя имена
существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя
существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об
пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор — дворы, нос —
носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг —
луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни,
сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья,
перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки,
кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок —
утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок —
слонята
«Кто может
совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет глагол, а
ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к
названному глаголу. Педагог: Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход,
дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время);
Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета,
спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка,
корабль, человек, облако).
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель: учить
детей подбирать слова – орудия труда по представлению.
Ход игры Педагог или
родитель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок называет предмет,
который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.
Копилка слов: Дворник– лопата, продавец – касса, врач –
фонендоскоп, повар– кастрюля, маляр – кисть, парикмахер – фен, шофер – руль,
штукатур – мастерок, художник – холст…
Игра с мячом «Скажи по-другому»
Цель: уточнение
и активизация словаря синонимов.
Ход игры. Педагог или родитель называет слово и бросает мяч одному
из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к
названному, сказать это слово и бросить мяч обратно. Если слово подобрано
верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к
условной линии, на которой находится педагог или родитель.
Копилка слов: Работа – (труд, дело); дом – (здание,
жилище); до-рога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель –
(педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится –
(работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот, швея – (портниха)
Игра с мячом «Всё наоборот»
Цель: уточнение
и активизация словаря антонимов.
Ход игры. Педагог или родитель называет слова и бросает мяч одному
из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по
значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.
Копилка слов: Одеть - (раздеть, поднял - (опустил, бросить
- (поймать, спрятать - (найти,
положить - (убрать, приехал – (уехал, заехал – (выехал,
построил – (сломал, вход – (выход, включить – (выключить).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2022
Дата обновления: 25.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022