11.03.2021
С одной стороны, красивый почерк – это искусство, вершин которого многие люди добиваются годами. С другой, почерк – это не только красота букв и строк, но и признак уровня грамотности, физического развития и здоровья, и даже душевного состояния ребенка.
Идеальный почерк – большая редкость в наше время. Сейчас в средней школе уровень требования к почерку ребенка заключается только в том, чтобы буквы были разборчивыми и хорошо читались как самим ребенком, так и преподавателем. И, к сожалению, далеко не все ученические работы соответствуют этим требованиям. Однако неспроста в начальной школе оценки могут снижать не только за грамотность, но и за помарки, неровные буквы и кривоватые строчки: плохой почерк может стать причиной неуспеваемости ребенка. Если ребенок неаккуратно пишет, то, как правило, у него неправильно «поставлена» рука, а значит, и снижается скорость письма. Результатом такого снижения скорости может стать отставание ребенка на контрольных и диктантах, и, как следствие, плохие отметки.
Причины плохого почерка могут быть самыми разными, и в каждом случае необходимо разбираться индивидуально.
Неправильная посадка ученика, неправильное положение руки и захват ручки. Эти ошибки имеют огромную роль в начальной школе, и именно в это время их еще легко исправить, обратив на них пристальное внимание родителей и самого ученика.
Торопливость, отсутствие усидчивости и старательности. К сожалению, это – признаки темперамента ребенка, и бороться с ними довольно сложно. Однако существуют специальные методики работы с такими детьми.
Неразвитая мелкая моторика. К сожалению, неразвитая мелкая моторика в школе – это упущенное время в дошкольном возрасте ребенка. Наверстать это упущение бывает довольно сложно, однако возможно. Для развития мелкой моторики существует множество упражнений, которые нужно постоянно выполнять дома под контролем родителей.
Плохое пространственное воображение. Это – врожденное качество, но и его можно развить, если вовремя обратить внимание. Существуют специальные тесты на уровень развития пространственного воображения ребенка, и родители могут проделать их дома самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам.
Врожденные особенности мозга (дисграфия, дислексия, леворукость, зеркальное письмо). Это очень серьезные причины, каждая из них – повод для незамедлительного обращения к специалистам.
Психологические факторы (нелюбовь к школе, проблемы с учителем или одноклассниками, проблемы в семье, нелюбовь к себе, депрессия, переутомление, отсутствие мотивации к учебе). Да, очень часто причиной плохого почерка является психологическое состояние ребенка – стресс, депрессивное расстройство, а также общее переутомление организма. Родителей должно встревожить ухудшение почерка ребенка, особенно если раньше такого не наблюдалось.
Некоторые самые распространенные погрешности детского почерка.
1) Неразборчивость букв и, п, н, к, ш, неправильные соединения букв а о.
2) Замена букв.
3) Дезориентация на листе.
4) Строки уходят вверх или вниз.
5) Буквы разного размера (увеличиваются или уменьшаются к концу строки).
6) Буквы одной строки имеют разный наклон и высоту.
7) Слишком слабый или слишком сильный нажим.
Для каждого вида погрешностей существуют свои способы отработки. Чаще всего эти погрешности не встречаются поодиночке, а наблюдаются в комплексе, и причины у этих погрешностей имеют разную природу.
Существует множество методов исправления почерка, перечислим некоторые из них.
- Прописи. Самый простой и доступный способ исправления почерка ребенка – начать с начала: купите несколько прописей, в которых нужно совершать самые простые действия – рисовать палочки и крючочки, обводить кружочки и квадратики. Это поможет развить мелкую моторику, скорректировать посадку и постановку ручки в руке.
- Рисование. Это гораздо веселее, чем прописи, тем более, что рисовать можно и нужно на совершенно любую тему, чем больше, тем лучше.
- Штриховка. Во время рисования уделяйте особое внимание штриховке – все участки бумаги должны быть равномерно и ровно заштрихованы, без белых полос и пятен.
- Перевод рисунка при помощи кальки, копировальной бумаги, перевод рисунка на стекле. Такие занятия также позволяют улучшить контроль над рукой и развить мелкую моторику.
- «Обведи контур, продолжи узор». Такие упражнения развивают пространственное воображение ребенка и помогают научиться удерживать ровные строчки и представлять границы листа.
- Упражнения для развития пространственного воображения: мозаика, плоские и объемные паззлы, аппликации, занятия квиллингом, складывание оригами, конструкторы, лепка и конструирование.
- Упражнения на развитие мелкой моторики: игрушки-шнуровки, работа с ножницами, пальчиковые игры, переборка круп (гороха, гречки, риса, и т.д.). Это способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Такие игры и упражнения следует проводить ежедневно: всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка.
Конечно, это требует много времени и усидчивости. Зато результат обязательно будет!
Дата создания: 11.03.2021
Дата обновления: 11.03.2021
Дата публикации: 11.03.2021